"Чайник" - это не диагноз!

Чайник - это не диагноз!

Есть одно обстоятельство, которое роднит всех водителей без исключения. Абсолютно все, начиная свои отношения с автомобилем, проходят через стадию, в которой их называют на первый взгляд обидным словом "чайник". "Чайники" встречаются и в других областях человеческой деятельности, но почему-то именно в среде автомобилистов это прозвище особенно прижилось.

Теоретически "чайником" считается любой водитель со стажем менее 2 лет, но у кого-то "посудная" стадия проходит гораздо быстрее, а иному требуется больше, чем 2 года, чтобы ощутить себя на дороге уверенно и спокойно. Изжить в себе "чайника" - необходимая задача, а о том, как ускорить этот процесс, мы попробуем разобраться.

Прежде всего следует понять: "чайником" быть не стыдно! Ни в коей мере! В конце концов, в любом деле невозможно стать профи с первого дня. Главное - не задерживаться в этом состоянии надолго. Всем известно, что автошколы всего лишь "натаскивают" на сдачу экзаменов в ГАИ и практически не дают времени и возможности оглядеться и освоиться в новой роли "человека автоводящего". Конвейер - он и есть конвейер. Именно поэтому в автошколах мы лишь получаем основные навыки управления автомобилем и поведения на дороге. Настоящее же обучение начинается, когда человек впервые выезжает в город на своей машине...

Тем, кто через это прошел, не нужно объяснять весь набор эмоций, который испытываешь в этот момент. Я хорошо помню первые свои поездки, когда я, хоть убей, не понимала: ну как это опытные водители говорят, что делают все "на автомате": давят на три педали, переключают передачи, включают поворотники, крутят руль, смотрят в зеркала, следят за светофорами и другими машинами, да еще и разговаривать с пассажирами умудряются и радиостанции на приемнике переключать?!! Это же невозможно! А окружающие машины находятся слишком близко и все норовят испугать (а может, и правда хотят врезаться именно в меня?!)...

Некоторые начинающие водители (это особенно относится к женщинам) пугаются настолько, что думают: "а может, все было зря и мне не надо водить машину?". Моя однокурсница, которую я периодически подвозила от университета до метро, как-то задала мне вопрос: "Послушай, а как все-таки перестать бояться ездить по городу? Я вот уже 10 лет, как с "правами", но я до сих пор не езжу сама - мне страшно!". Мой стаж на тот момент составлял всего 3 года, но я активно эксплуатировала свой "Москвич", катаясь на нем на учебу, на дачу и в ночные клубы. "Как перестать бояться? - переспросила я, притормаживая на светофоре. - Да просто надо ездить!" - почти сразу пришел ответ. - "Ездить как можно чаще, перешагивать через свой страх и садиться за руль. Другого способа нет!"... Я, к сожалению, не знаю, ездит ли моя знакомая сама сегодня, но 10-летнее "чайничество" - это был явный перебор!

Заменить собственный опыт не может ничего - вот что следует помнить. Сколько бы вы ни слушали рассказов автоводящих подруг и друзей, сколько бы ни ездили пассажиром (пусть даже внимательно наблюдая за дорогой и действиями водителя) - выучиться ездить вы сможете только самостоятельно. А помочь вам смогут следующие рекомендации:

Чайник - это не диагноз!

- Удобство посадки за рулем - это одно из главных условий безопасного управления машиной. Ну невозможно действовать правильно, сидя в неудобной позе, вытянув шею и вцепившись в руль нелепо согнутыми руками. Напряжения за рулем вообще быть не должно (между прочим, в половине случаев причиной болей в спине у водителей является именно неправильная посадка!). Кресла во всех машинах регулируются, а в новых моделях под себя можно подстроить даже рулевую колонку. Спинка кресла должна находиться в максимально вертикальном положении, чтобы поддерживать спину (но не давить!). Насколько далеко двигаться от руля - решать вам, главное, чтобы левая нога могла выжать педаль сцепления до упора, оставаясь чуть согнутой. Далее убедитесь, что можете переключать передачи правой рукой, не нагибаясь к рычагу и не отрываясь от спинки кресла. В идеале у вас должно появиться ощущение, что машина "сидит, как влитая", хотя, если вам придется ездить на разных автомобилях, то добиться этого ощущения будет непросто. Если же машинка одна и ваша (то есть, некому будет все передвигать и перестраивать), то это придет очень быстро.

- В связи с вышеизложенным абзацем, можно добавить и такой момент, как достижение "ощущения" своей машинки, чувства ее габаритов, "слияния" с ней в одно целое. Я, к примеру, поняла, что мы с моим первым "Москвичом" окончательно подружились и "слились", когда скрип снега под его колесами показался мне скрипом снегами под моими ботинками... Именно в этот момент, как я понимаю, "посудная стадия" начинает отступать...

- Обзор. Весьма важный аспект в условиях ежесекундно меняющейся обстановки (на дороге иначе не бывает). Отрегулируйте зеркало в салоне так, чтобы видеть в левом нижнем углу свой правый глаз. По вертикали зеркало должно быть соориентировано так, чтобы, бросив в него взгляд, вы видели в нем не салон, а дорогу до горизонта. В боковых зеркалах вы должны видеть крайние точки задних крыльев автомобиля. Только не забывайте о "мертвых зонах" - участках вокруг машины, которые не охвачены зеркалами. При маневрах все-таки стоит хотя бы на секунду бросать взгляд через плечо - позади вас может оказаться другой автомобиль, которого по зеркалам вы не видели.

- Не забываем о поворотниках! Слишком много появилось сегодня невоспитанных водителей, которые напрочь забывают о том, что предупреждение о маневре является обязательным. Иной раз намерения такого "героя" обнаруживаешь только тогда, когда зад его машины уже возникает перед твоим передним бампером. Поэтому - следим за теми, кто едет в соседних рядах и сами не забываем "помигать" перед тем, как сменить свое положение на дороге. Мой инструктор в автошколе приучил меня к этому так, что я всегда обозначаю свое намерение правой или левой "мигалкой", даже стоя на абсолютно пустых перекрестках или двигаясь по ночным трассам, где почти нет автомобилей.

- Не бойтесь двигаться в плотном потоке. Когда-то давно мне пришло в голову сравнение движения в автомобильной "толпе" с движением пешехода по полному людей подземному переходу. Вспомните - ведь во втором случае вы абсолютно беспроблемно "перестраиваетесь", "притормаживаете" и обходите других. На дороге вокруг вас - не абстрактные железные объекты, в автомобилях сидят такие же, как и вы, живые люди. Постарайтесь понять логику их перемещения именно с точки зрения человека в толпе людей - и вам сразу станет легче!

- "Держи дистанцию!" - единодушно советуют все опытные водители. Практически всегда в аварии виноват тот, кто сзади. Не стоит "садиться на хвост" впереди идущим автомобилям. Правда, при движении по трассе целессобразно догонять машину, которая идет впереди и занимать положение, в котором никто не сможет вклиниться между вами - так вы обезопасите себя от охотников "поиграть в слалом" (главное, чтобы у впереди идущего не возникло подозрение, что его преследуют! :-) ). Если перед вами кто-то притормозил, сделайте то же самое - пусть и те, кто едут позади вас, успеют вовремя снизить скорость.

- Тем, у кого механическая коробка передач, адресуется следующий совет: не держите ногу на сцеплении! Левая нога должна находиться рядом с педалью и ставиться на нее только перед переключением передачи. Я, признаться, поначалу очень боялась, что не успею вовремя тронуться с перекрестка или заглохну, поэтому, даже остановившись, продолжала удерживать ногой сцепление - чтобы как можно быстрее включить передачу, когда зажжется "зеленый". Когда мой инструктор заметил это, гнев его был страшен... Многие говорят, что долго не могут отучить себя от этой привычки, но - если вам жаль своего сцепления и вас не радует перспектива частого дорогостоящего ремонта (чем больше нога на педали, тем меньше проживет сцепление), то лучше сразу периодически напоминать себе: "А где моя левая нога?". Для новичка глохнуть на светофоре - дело обычное, поэтому если вдруг слишком быстро "бросили" сцепление, не успев вовремя выжать газ, а сзади уже требовательно "гудят" - не пугайтесь, спокойно запускайте двигатель еще раз и плавно трогайтесь. Это займет всего несколько секунд и тех, кто сзади, вы точно надолго не задержите!

- Повороты проходим на пониженной (третьей или второй) передаче в зависимости от скорости. Притормаживать следует перед поворотом, но проходить поворот нужно с ускорением и как можно более плавно. Очень нелепо выглядят те, кто сначала повернут, а потом начинают давить на тормоз, понимая, что машина пытается "улететь" куда-то не туда...

- Конечно, истории о дамочках, красящих губы и смотрящихся в зеркало в процессе движения - это, в основном, сказки, но отвлекаться от дороги на непосредственно не связанные с нею действия, все-таки не стоит! Особенно когда у вас мало опыта за рулем. Попить воды, поменять диск в магнитоле, поправить прическу, посмотреть маршрут по карте лучше до начала движения. Кстати, штрафы за разговоры по телефону без “hands-free” значительно выросли в этом году! Да и излишняя разговорная активность пассажиров может сильно отвлекать и привести к потере контроля над ситуацией. Поддерживая общение с сидящими сзади, не оборачивайтесь - можете смотреть на них в зеркало, если нужно. Пока вы за рулем, ваше внимание должна занимать ТОЛЬКО дорога! Конечно, со временем процесс управления автомобилем уйдет в "автопилот" и вы сможете одновременно ехать, разговаривать и переключать треки на диске (у меня это стало получаться примерно через полгода), но делать это можно лишь тогда, когда позволяет обстановка (даже сейчас в сложной дорожной ситуации я перестаю общаться с моими пассажирами и полностью переключаюсь на управление - попутчики не обижаются!).

- Когда я училась в автошколе (в 1999 году), какой-то умник отменил упражнения по "заезду в карман" и в итоге парковку на площадке мы не отработали. Совсем! Последствия этого ощущаю до сих пор, когда вижу, что где-то места для машины достаточно, но "влезть" туда я не могу. Но, самое странное, что о том же говорят даже те мои знакомые женщины-водители, которые обучались позже меня и парковку "проходили". Видимо, ситуация на наших забитых транспортом улицах действительно отличается от моделируемых на учебной площадке. Выходить из положения можно лишь одним путем: пробовать и пытаться. Аккуратно, выглядывая из окон и дверей. Я, например, когда понимаю, что места совсем мало, то прошу своих пассажиров или других людей помочь мне - посмотреть, чтобы я не "притерлась" к ограде или другому автомобилю. Стесняться не нужно: в большинстве случаев к такой просьбе относятся доброжелательно.

Чайник - это не диагноз!

Еще одна шутливая рекомендация от одного вчерашнего "чайника": при езде на автомобиле не стоит думать, что все пешеходы, движущиеся по тротуару, кинутся переходить улицу именно сейчас и перед твоим автомобилем! (от себя добавим, что следить за пешеходами все-таки нужно!).

Клеить или не клеить на заднее стекло наклейку с чайничком или восклицательным знаком в треугольнике? Мнения опытных водителей и инструкторов в этом вопросе расходятся: одни говорят, что ни в коем случае, другие - что наоборот, надо обязательно. Мое личное мнение: пока не чувствуете себя на дороге "рыбой в воде", наклейку лучше прилепить. По крайней мере, другие участники движения не так сильно будут удивляться, если вы случайно заглохнете на перекрестке или забудете выключить поворотник. Мы с сестрой первые два года ездили с восклицательным знаком в треугольнике (а в первые пару месяцев после получения прав еще и с буквой "У"). Отношение других водителей было, в основном, нормальным. Вот на предмет знака с туфелькой в треугольнике - это, на мой взгляд, уже действительно слишком. Интересно, какие преимущества ты будешь иметь на дороге, если обозначишь, что ты женщина? Правила все-таки для всех одни.

В одной книжке я прочитала, что "люди, которые не в состоянии научиться водить автомобиль, встречаются так же редко, как двухголовые телята". Наверно, в этом образном утверждении есть большая доля правды. На самом деле, в вождении, как и в творчестве, нет предела совершенству. Учиться продолжают даже те, кто за рулем уже не первый десяток лет. Главное - не бояться, ну и не терять интереса к автомобилю и желания находиться за рулем. А "чайник" - это вовсе не пожизненный диагноз, а всего лишь временное состояние. И оно на сто процентов излечимо!


Автор: Наталья Буртовая

Наверх