Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Мы и автомобиль: история нашей дружбыНе так давно одна из крупнейших мировых автопромышленных компаний провела опрос среди женщин-водителей, из которого выяснилось, что 87% опрошенных леди считают свой автомобиль одной из самых важных составляющих своей жизни (после семьи, домашнего очага и карьеры). И это неудивительно: ведь сегодня, когда ритм жизни современной женщины бывает подчас слишком быстрым (особенно в больших городах), обойтись без "железного коня" бывает слишком сложно.

Даже признавая проблему пробок и дороговизны бензина, многие женщины говорят, что предпочтут уютный салон собственного авто битком набитому общественному транспорту (и то верно - в машине тебя, по крайней мере, не пихают и не сдавливают со всех сторон!). В России, по данным на 2007 год, более 70% учащихся в автошколах составляют женщины. И очень часто на улицах наших городов можно наблюдать соотношение женщин и мужчин за рулем в пропорции примерно 50/50 - то есть, именно так, как и должно быть в цивилизованной стране.

Мы и автомобиль: история нашей дружбыХотелось бы сразу отмести шовинистические домыслы относительно "баб за рулем", все еще свойственные некоторым нашим соотечественникам мужского пола (кстати, подобная проблема, похоже, осталась только на территории нашей страны - в Европе и Америке не существует понятия "женщина за рулем", там есть просто "водитель"!). Автомобиль значительно улучшает качество жизни, прежде всего добавляя чувство свободы передвижения, независимости от общественного транспорта и расписания электричек. И тот факт, что все больше женщина начали это ценить, не может не радовать. Хотя еще 20 лет назад дама за рулем - опять же, в нашей стране - была все-таки редким явлением. А когда же зародились наши дружеские отношения с "четырехколесными друзьями"? Итак - история: как же все начиналось?

Барта Бенц...Вообще-то, еще до появления автомобиля дамы пробовали себя в качестве водителей, управляя экипажами на конной тяге. Впрочем, это действительно были единичные случаи и распространения данная тенденция не получила. Первой же леди, севшей за руль именно автомобиля называют немку Берту Бенц, супругу создателя первого в мире авто с бензиновым двигателем.

Карл Бенц совершил первую поездку по улицам города Мангейма 3 июля 1886 года, и очень надеялся, что сможет наладить серийный выпуск своего изобретения.

Именно так выглядел автомобиль Карла Бенца:

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Однако, за два года ни один житель Германии не осмелился купить новинку. Карл уже было отчаялся, но его мудрая супруга решила помочь в "раскрутке" нового чуда техники. И сделала это весьма оригинальным способом. В один прекрасный день 39-летняя светская дама, мать пятерых детей, решила навестить родственницу, живущую в соседнем городке, расположенном в 80 километрах от Мангейма... В общем, обычное дело, но Берта решила отправиться не поездом, как делала раньше, а... на автомобиле мужа, взяв с собой в компанию двоих сыновей. Само собой, Карл Бенц никогда не отпустил бы жену с детьми одних, поэтому Берта с мальчиками отправились в свое авантюрное путешествие на рассвете, пока Карл еще спал. Автомобиль вручную оттолкали подальше от дома, затем Берта села за рулевой рычаг и вместе с сыновьями отправилась в путь.

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Дорога заняла целый день (первый автомобиль, конечно, не мог развивать больших скоростей) и в целом прошла благополучно. Были, конечно, сложности - например, на подъемах машинке не хватало мощности и тогда пассажирам приходилось толкать ее вручную, а еще бензин постоянно заканчивался и его приходилось докупать… в аптеках, потому что в 1888 году бензин продавался именно в аптеках, в стеклянных пузырьках!.. Обратный путь тоже прошел успешно - и, что удивительно, Карл Бенц нетолько не разозлился на жену (хотя поволновался, надо думать, изрядно!), но и учел все ее рассказы о возникших проблемах. Так, например, для решения трудностей с подъемами Карл придумал дополнительную передачу - именно так появилась первая коробка передач! Что особенно важно - после того, как известие об отважном поступке Берты облетело всю Германию, у Карла Бенца появились первые оптовые покупатели! Таким образом, первой в истории женщине-водителю удалось еще и поспособствовать развитию всей автомобильной индустрии!

...И, несмотря на то, что в конце XIX - начале ХХ веков считалось, что за руль "мотора" может сесть только очень смелая и эмансипированная дама, женщины продолжали начинание Берты Бенц и, по мере развития производства автомобилей, старались осваивать это полезное изобретение.

Мы и автомобиль: история нашей дружбыМы и автомобиль: история нашей дружбы

Известно, что первый самый длинный женский автопробег совершила американка Элис Рэмзи - в 1909 году она самостоятельно проехала через все Соединенные Штаты с востока на запад, "с ветерком" прокатившись из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Путешествие заняло 41 день и стало довольно интересным приключением для Элис и троих ее подруг (ни одна из которых машину не водила!). Дочь президента США Теодора Рузвельта - Элис Рузвельт Лонгворт - тоже внесла свой вклад в историю, прокатившись в одиночку (!) от Ньюпорта до Вашингтона. Кстати, американские мужчины начала ХХ века могут послужить хорошим примером для наших: уже тогда они не видели ничего плохого в том, чтобы купить автомобиль не себе, а жене и спокойно доверять ей ездить самостоятельно.

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Например, известен некий мистер Розенцвейг из штата Аризона, который купил себе авто в 1912 году... но скоро понял, что ему водить машину не очень-то интересно. Недолго думая, он отдал автомобиль супруге Розе - и та с удовольствием ездила по магазинам, возила детей в школу, а также... забирала мужа с работы (неплохо устроился, правда? Улыбаюсь.

Мы и автомобиль: история нашей дружбыМы и автомобиль: история нашей дружбы

По количеству женщин за рулем на рубеже XIX-XX веков лидировали Франция и Англия (кстати, именно в Англии в 1903 году появился первый в мире женский автоклуб). В Германии в начале ХХ века появились первые женщины за рулем такси. Не лишним будет упомянуть и наших соотечественниц. Первой русской женщиной-водителем называют некую госпожу Коцентскую, которая начала ездить самостоятельно в 1898 году. В 1911 году состоялся автопробег Петербург-Киев, в котором принимала участие княгиня Долгорукая. В 1913 году в автогонке с препятствиями победила госпожа Самсонова. В начале прошлого века автогонки были в моде и дамы побеждали в них неоднократно. Наиболее известна победительница Европейского Гран-при 1927 года, чешская автомобилстка Элизабет Юнек. В том же году еще одна женщина-водитель отправилась в кругосветное путешествие: Кларенол Стинесс проехала через Сибирь, Китай, Южную и Северную Америку на автомобиле Adler Model Standart 6, преодолев 46 000 километров за 2 года.

А выглядел ее автомобиль вот так:

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Надо сказать, что интерес женщин к вождению автомобиля привел к появлению многих полезных дополнений, привычных нам сегодня. Не стоит забывать, что автомобили начала ХХ века были далеко не такими удобными и комфортными, какими их выпускают сегодня. Это были открытые, грохочущие и трясущиеся экипажи, не так уж и далеко ушедшие от своих предшественников - телег и колясок.

Мы и автомобиль: история нашей дружбыМы и автомобиль: история нашей дружбы

Женщины же, как известно, уделяют внимание комфорту больше, чем мужчины. Так, появлению "дворников" мы обязаны даме по имени Мэри Андерсен, которая однажды заметила, как водитель в дождливую погоду высовывался из окна, поскольку залитое дождем лобовое стекло сильно ухудшало видимость. Сочувствие бедняге-водителю сподвигло Мэри на изобретение первых в мире стеклоочистителей, на которые она в 1903 году получила патент. Правда, первые "дворники" имели ручной привод, что было не очень удобно. В 1917 году стеклоочистители стали электрическими - их изобретателем называют Шарлотту Бриджвуд. Первый глушитель для автомоторов тоже был изобретен женщиной - американкой Долорес Джонс и это тоже было в 1917 году. Закрытый кузов-"купе" был изобретен в начале ХХ века во Франции с явным расчетом на женщин - чтобы от ветра не портились прически и не улетали с голов шляпки. Надо сказать, что уже к 20-м годам некоторые автопроизводители стали видеть в женщинах отдельную группу потребителей.

Мы и автомобиль: история нашей дружбыМы и автомобиль: история нашей дружбы

В 20-х годах ХХ века автомобили начали собирать на конвейерах и они окончательно перешли из "штучного" товара в массовый. Одновременно развивались сети автомастерских и заправочных станций, поэтому ездить на автомобиле и обслуживать его стало вполне по силам в равной степени как мужчинам, так и женщинам.

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Журнал "Motor" писал в 1927 году: "Автомобильный бизнес стал почти в одночасье женским бизнесом с женским рынком сбыта… Всего несколько лет назад счет женщин-водителей шел на сотни, теперь же - на миллионы..."

 Мы и автомобиль: история нашей дружбыПаша Ангелина

В Советском Союзе "автомобилизация" населения по понятным причинам шла "не в ногу" с остальным миром. Однако, и у нас женщинам приходилось часто садиться за руль - правда, в основном, сельхозтехники. Грузовики, тракторы - видеть в них женщин было делом обычным (и главное - никаких разговоров про "обезьяну с гранатой"!). Об организаторе женской тракторной бригады Паше Ангелиной слышали все - как и о том, что за это Ангелина была удостоена звания Героя Соцтруда (дважды!).

Великая Отечественная война внесла свои коррективы: тысячм женщин сели за руль тяжелых грузовиков, комбайнов, санитарных полуторок и даже танков.

Похожая ситуация во время войны сложилась и в Европе, где женщины заменили мужчин и в сельском хозяйстве, и в перевозочных компаниях, и в таксопарках.

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Так выглядело объявление в одной из Британских газет, призывающее женщин в возрасте от 17,5 до 43 лет идти на курсы водителей:

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

После войны мировой авторынок начал заполняться новыми моделями автомобилей, которые становились все проще и понятнее как в управлении, так и в обслуживании.

Мы и автомобиль: история нашей дружбыМы и автомобиль: история нашей дружбыМы и автомобиль: история нашей дружбы

Одним из любимых женщинами автомобилей стал знаменитый Volkswagen Beetle ("Жук").

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

В СССР же все было иначе: рынка частных авто практически не существовало. И, хотя и наш автопром начал выпускать новые машины - достаточно вспомнить "Победу",

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

21-ю "Волгу",

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

первые "Москвичи" 400-й серии,

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

наш ответ "Жуку" - "горбатый" "Запорожец",

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

далеко не каждый человек мог приобрести личный автомобиль. А уж если машина покупалась, то конечно же, мужчиной, "главой семейства", и женщин за рулем в 50-60-е годы в нашей стране было почти не встретить.

Тем не менее, некоторые художники даже изображали женщин за рулем на своих полотнах:

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Отчасти ситуацию изменил завод ВАЗ в 70-х годах (хорошо помню рекламный проспект конца 70-х, изображающий исключительно женщин в модных костюмах, гордо восседавших за рулем "Жигулей"! - авт.). Тем не менее, по воспоминаниям одной из женщин-водителей 70-х, "спектр реакций других участников дорожного движения был различным". У профессионалов женщина за рулем вызывала недоумение, ГАИшники, наоборот, были благожелательны. Что же касается частников, то тут все проще: "реакция от негативно-насмешливой до откровенного хамства… Мужчина-частник был склонен считать женщину-водителя "ошибкой природы" и считал своим долгом доказать ей, кто "хозяин трассы"…" Не это ли мы время от времени наблюдаем и сегодня, спустя 30 лет?! И это при том, что сегодня женщина за рулем уже давно не экзотика и должна бы перестать вызывать подобные реакции! Сегодня женщины спокойно работают таксистами, водителями троллейбусов, трамваев и автобусов (а кое-где даже и маршрутных такси!), курьерами и личными водителями. Женщины-водители начали доказывать свое право на работу наравне с мужчинами даже в таких странах, как Иран, где недавено появились первые женщины-мотоциклисты и водители автобусов, и Объединенные Арабские Эмираты, где в 2006 году появились первые женщины-водители такси.

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Вот уже более 100 лет автомобили являются нашими хорошими друзьями и уж конечно, давно перестали быть "роскошью". Приятно, что дружбе женщин и автомобилей практически столько же лет, сколько и самому автомобилю.

Мы и автомобиль: история нашей дружбы

Разумеется, мы будем дружить и дальше, и впишем еще немало страниц в историю наших отношений. А главное - история доказывает, что мужская "прерогатива" на вождение автомобиля - это всего лишь миф. Поэтому, хочется надеяться, что если кто-то из читательниц до сих пор сомневается, заводить ли ей дружбу с четырехколесным созданием, то после прочтения этого "экскурса" сомнения уйдут прочь. Потому что наша дружба с автомобилем проверена временем!

Мы и автомобиль: история нашей дружбы


Автор: Наталья Буртовая

Наверх